25 марта — День работника культуры: Научите меня танцевать!

Опубликовано: 27.03.14 г.

Я фотографирую девочек-танцовщиц на сцене ККЗ «Мечта», а она сидит рядом в кресле и «дирижирует»: «Держи пятку! Пальцы вытяни, а то как макароны болтаются! Алина, опять „завалилась“ на правый бок! Кисти раскройте, руки раскройте и пошли в растяжку! Раз, два, раз, два… работаем, работаем!».

Мы на репетиции хореографического коллектива «Завтрашний день», который во главе с его создателем и бессменным руководителем Галиной Валентиновной Ликиной вот уже 22 года радует зрителей своими яркими, самобытными номерами. Наверное, в Новгородской области это единственный хореографический коллектив, где занимаются балетом, а девочки танцуют на пуантах.

Мечта ставить на сцене классические танцы у Галины Ликиной возникла давно, поэтому закономерно, что в определённый день и час ситуация, что называется, «созрела». Пять лет назад в танцевальный коллектив пришла яркая звёздочка Настя Березина, которой в то время было 9 лет. Галина Валентиновна, разглядев в малышке талант, предложила заняться балетом, согласились и родители Насти. Вскоре к занятиям присоединились Регина Миронова, Алина Небылицина, подросла дочка Ярославна, и в результате получилась сильная группа. Сейчас основной балетный состав — 6 девочек, ещё две — в процессе обучения. Необходимы огромное желание, колоссальная работоспособность и безграничное терпение, чтобы решиться заняться балетом и встать на пуанты. Ведь прежде чем сделать первый шаг в красивых шёлковых туфельках, девочки много месяцев работают у «станка».

— Хочется сразу, а ничего не получится, — рассказывает Г. В. Ликина. — Это большой разминочный и обучающий процесс, включающий массу всевозможных упражнений, которые выверены десятилетиями. Это большая физическая нагрузка на весь организм — вращения, прыжки. Первая постановка на пуанты — 10 минут, и это продолжается в течение года, и только потом можно делать какие-то комбинации. Обязательно должна быть голеностопная и паховая выворотность, правильная постановка рук и ног. Идеальный вариант — когда физические данные врождённые. Конечно, можно их и развивать, но для этого нужно огромное желание. А бывает, что кому-то это не дано от природы — тогда и не надо, ведь достаточно просто хорошо танцевать.

В основной группе хореографического коллектива 16 девочек и 5 мальчиков, в младшей — 13 девочек и 3 мальчика (все семилетки). В этом году к двум постоянным группам прибавилась ещё одна — 10 малышей из детских садов. Все репетируют и тренируются в разное время в зависимости от возраста и физических возможностей. Основой всех репетиций служит азбука классического танца — все встают к станку и учат основные плие.

Галина Валентиновна строго следит, чтобы были правильное положение корпуса, постановка головы и ног. Классический танец, балет — чисто женское ремесло. Из-за строения ног и стопы на пуантах танцуют только девочки. Мальчишки разминаются отдельно — присядки, крутки, силовая подготовка. Занятия три раза в неделю по полтора часа. А у тех, кто занимается балетом, остаётся ещё меньше свободного времени.

— Вообще-то положено каждый день заниматься. К основному классическому станку (1,5 часа) прибавляется дополнительное время и определённый комплекс упражнений на развитие силы стопы, постановку пальцев, голеностопа… нюансов много.

«Колено в сторону, спины расправили! Лиза, ногу вообще не отрываешь! Держись, дитя моё, держись!» — для неё они, действительно, как родные дети. Занятия в коллективе измеряются годами. Девчонки и мальчишки привыкают друг к другу — вместе работают, вместе выступают на сцене, ездят на фестивали и конкурсы, радуются успехам друг друга, переживают неудачи, грустят, волнуются, плачут и смеются. Посторонних и равнодушных нет, уходят из коллектива единицы и то крайне редко, имея важную причину. Ребята не только учатся танцевать — они учатся дружить, любить, сопереживать, становятся почти родными.

Когда Галина Ликина впервые в 1992 году набирала танцевальную группу, над названием долго не думала. Чего проще: наши дети — это наш завтрашний день. От того, как мы их воспитаем и что в них вложим, зависит наше будущее.

— Стараюсь вложить в детей доброту, искренность, сочувствие к людям, любовь к Родине, родителям, создать хорошие, дружеские отношения в коллективе. Первый выпуск был в 1995 году. Я так плакала…

Болят ноги, спина — это нормально, без этого невозможно. Г. В. Ликина прекрасно знает, что это такое: сама с пяти лет занималась танцами, училась в Новгородском культурно-просветительском училище (класс хореографии), а потом долго выступала на сцене.

Уверенность и решительность чувствуются как в облике, так и в голосе. Наверное, хореографу, чтобы создавать что-то своё, новое, просто необходимо быть решительным и уверенным в своих силах. С опытом приходит понимание, что и как нужно делать. Так случилось и с балетом: решила Галина Ликина заняться новым делом — и занялась, выписала (и выписывает) специальную литературу… и нисколько не было страшно. Как тогда, так и сейчас уверена, что делала и делает всё правильно. Посмотрев работы валдайского хореографа, именитые профессора лишь подтвердили высокий уровень и закрепили эту уверенность. На следующий год Галина Ликина обещает начать ставить на пуанты почти всю младшую группу, а это 13 человек.

И тут следует отдать должное родителям, которые вместе с детьми решаются пуститься в бурное и тяжёлое плавание постоянных тренировок, выступлений и материальных затрат. К примеру, самые недорогие пуанты стоят больше тысячи рублей, плюс специальные ленты для крепления, силиконовые насадки на носок — всё нужно менять и заново покупать раз в полгода, а то и чаще. С балетными пачками повезло. Четыре года назад Глава района выделил на их покупку деньги, и первые 5 пачек были заказаны в Москве. На то время самая дешёвая пачка стоила 9 тысяч рублей. Сейчас нашли выход: купальники закупают в специализированных магазинах, а юбки шьют на заказ.

Зато большая награда для всех — видеть, как у ребёнка меняются походка и осанка, поднимается головка, вытягиваются ножки, наращиваются мышцы, становится ладной фигура.

— Есть такое понятие — «культура сцены». Это убранные волосы, неяркий маникюр, манера стоять и сидеть — всё должно быть выдержано. Потом ребята переносят это в жизнь. Они никогда потом не станут вести себя развязно, пошло.

Как мало минут и часов отпускает нам беспокойная жизнь на то, чтобы заняться любимым делом. Всё зависит от человека: что он считает главным в своей жизни. Профессия заставляет развиваться, читать интересные книги, искать новые решения. Больше всего меня восхитило, с каким увлечением и блеском в глазах Галина Валентиновна рассказывала о деле, которое любит и без которого просто не представляет своей жизни.

Счастливы те, кто ходит на работу, как на праздник.

М. Шинина



Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

© Валдайский дом культуры
valdaycksrdk@ya.ru

Статистика сайта

Яндекс.Метрика